Дорогие зрители! Спасибо всем за участие в раздаче недостающих сезонов.

Красота по-итальянски

31 мая 2020 г.
Паоло Соррентино — 50
Разговор о современном кинематографе сложно представить без упоминания этого харизматичного итальянца. С одной стороны, его картины воспевают роскошь и гламур, с другой — критикуют политику собственной страны. Достается как светской, так и церковной власти. Хотя главным в них остается поиск смыслов и ответов на важные жизненные вопросы. Постоянный участник Каннского кинофестиваля, без преувеличения, он главный итальянский режиссер XXI века, продолжающий говорить о родной стране. Сегодня у Паоло Соррентино большой юбилей, ему 50.
 
Правда, первый заметный успех на поприще кинематографа настиг постановщика не в режиссерском кресле. Сначала он был отмечен как сценарист за фильм Polvere di Napoli, удостоившись Премии имени Солинаса. Этот талант стал одним из ключевых для дальнейшего творчества Паоло. Все его фильмы и сериалы — полностью авторские проекты. Соррентино начинает продумывать и реализовывать свои идеи уже на стадии сценария. Эти тексты — настоящая литература, способная найти поклонников. Например, знаменитая «Молодость» сначала добралась до зрителя в формате романа-сценария и лишь затем была воплощена в фильм. Книга показывает, насколько в творчестве режиссера важен сценарий, позволяет приоткрыть дверь и подглядеть за его работой.

Намного интереснее выглядит сборник рассказов Соррентино, вышедший в 2016 году. В него вошли 23 сюжета, больше похожие на портреты выдуманных итальянцев, имеющих при этом реальные лица. Это стало возможно благодаря фотографу Якопо Бенасси, создавшему для книги черно-белые снимки, которым Паоло подарил новые имена и жизни. На одном из таких присутствует и сам режиссер, превратившийся в «редкую серость» Сеттимио Валори. Он считает, что высказывает оригинальные и умные мысли и снимает любительские короткометражки сомнительного качества. Ирония и юмор пропитывают каждую страницу биографии выдуманных чудаков современной Италии. За слоем юмора скрывается большая любовь и уважение к родной стране.
 
Италия — одно из главных вдохновений Соррентино. В ней он черпает силы и без труда находит сюжеты. Его дебютный полнометражный фильм основан на историях двух знаменитых в стране личностях: футболиста Агостино Ди Бартоломеи, известного по выступлению за «Рому», и певца Франко Калифано. Интерпретация биографий под названием «Лишний человек» получилась слишком вольной и не сохранила даже имен, но попыталась уловить внутренние трагедии героев. В картине начинающий режиссер поднимает нетипичную для начала творчества тему и пытается разобраться: как продолжать жить, если лучшие годы и достижения остались позади? По одну сторону у нас пример самоубийства, по другую — поиск новой страсти, помогающей преодолеть кризис. К удивлению, это будет лишь начало исследования. Соррентино в дальнейшем не раз возвратится к поискам смысла жизни, которая достигла важного этапа и медленно угасает, не найдя ответов.

Это легко угадывается и в картине «Великая красота», принесшей Соррентино большой международный успех. В 2014 году она выиграет «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке». В ней режиссер не только отточил свой неторопливый стиль, но и углубился в размышления о старости, творчестве и одиночестве. Все это на фоне вечеринок и нравственного падения высшего общества Рима, по которому расхаживает журналист Джеп Гамбарделла, мечтающий закончить свою книгу. Фильм посвящен другу Паоло — журналисту Джузеппе Д’Авандзо, ставшего прообразом главного героя. Важна в «Великой красоте» и другая фигура, связывающая большинство фильмов итальянского режиссера, — Тони Сервилло, который исполнил главную роль. Их творческий дуэт сложился уже на съемках дебютной картины. Она оказалась важной точкой, став знаковой для тандема и принеся обоим всемирную известность.

Самой запоминающейся попыткой разговора о старости и красоте оказалась «Молодость» — наиболее известная картина в фильмографии Соррентино и самая далекая от родной Италии. В ней еще больше раскрылось желание режиссера поговорить об упущенном времени. Прошлое героев больше похоже на мозаику воспоминаний. Им уже поздно переставлять детали жизни, но можно изменить взгляд на прошлое и отыскать в нем успокоение. «Молодость» — картина настоящих голливудских звезд: актерский состав включает в себя Джейн Фонду, Харви Кейтеля, Рэйчел Вайс и Пола Дано. В главной роли — Майкл Кейн, под которого Соррентино изначально писал сценарий. В фильме наиболее остро ощущается его преемственность творчеству Федерико Феллини.

Соррентино пытался осмыслить и политическую историю Италии, погружаясь в почти мифический мир высших политических кругов. Паоло смещает привычный фокус с некой узнаваемой фигуры на окружающий мир, изменившийся под ее влиянием. Первой такой попыткой стала лента «Изумительный», получившая «Приз жюри» Каннского фестиваля в 2008 году. В центре сюжета — биография премьер-министра Джулио Андреотти, превратившаяся на экране в едкую карикатуру. Режиссер вдоволь поглумился над принципами и основами итальянской политики, не забыв показать ее истинное, неприятное лицо. В следующий раз он вернется к теме светской власти спустя десять лет. «Лоро», последняя картина режиссера, затрагивает еще более яркую и неоднозначную фигуру, известную далеко за пределами Италии, — Сильвио Берлускони. На этот раз перед нами еще больше гротеска и условностей, хотя сам Паоло говорит: «На мой взгляд, там все очень реалистично». Картина — очередная попытка восхититься красотой жизни, мало что рассказывающая о самом политике. Мы не поймем, можно ли назвать Берлускони хорошим или плохим человеком, но точно увидим его страсть к прекрасным женщинам, крутым вечеринкам и власти.

Успехи Соррентино не ограничиваются большим кино. Он пришел на малые экраны с сериалом «Молодой Папа». Там мастер продолжает разговор о власти, на этот раз церковной, показывая всю неоднозначность Ватикана и католической веры. Отличием этой работы итальянца стала его полная вовлеченность в процесс производства. Два сезона о Папе Римском — продукт ручной выделки. Паоло не ограничивается продюсерским креслом и съемкой нескольких эпизодов, а полностью контролирует процесс и реализует самые смелые идеи. В «Молодом Папе» и «Новом Папе» нашла свое место любовь Соррентино к искусству. Он цитирует мировых классиков и воплощает их образы в сериале. Живопись и скульптура помогают глубже проникнуть в мысли героев и понять их эмоции. Порой столь яркие декорации и детали даже отвлекают от происходящего, перетягивая на себя все внимание. Возвышенная эстетика удивительным образом соседствует с электронной и поп-музыкой. Например, Папа Римский переодевается под "Sexy and I Know It", а в начальных титрах первого сезона звучит кавер композиции Боба Дилана.

Смелости режиссера можно только позавидовать. Влюбив зрителя в рефлексирующего и эгоистичного Ленни Белардо в исполнении Джуда Лоу, Соррентино смог пойти дальше и продолжить историю, почти не обращаясь ко всеобщему любимцу. Второй сезон продолжает сохранять размышления о поисках бога в себе и окружающем мире, добавляя к ним иллюстрацию заповеди «Не создавай себе кумира». Эстетика и красота остались на месте — прекрасные пейзажи, эффектные монашки, танцующие вокруг неонового креста. «Новый Папа» ставит в центр не столько фигуру Папы Римского, которого в этот раз исполнил Джон Малкович, сколько кардинала Войелло, знакомого по первому сезону. Его образ воплотил Сильвио Орландо, показавший тонкости безбожной работы, состоящей из манипуляции власти и общественного мнения. Этому герою досталось и увлечение самого Соррентино. Кардинал — настоящий фанат итальянского футбола и клуба «Наполи».

Сейчас идет подготовка к съемкам новой картины Соррентино с Дженнифер Лоуренс в главной роли — экранизации книги «Девушка мафии» Терезы Карпентер. История основана на реальных событиях и расскажет об организованной преступности, мести и ФБР. Из-за коронавируса и тяжелейшей ситуации в Италии премьера состоится еще не скоро. Все что остается зрителю — в ожидании фильма попытаться совершить путешествие на прекрасный Апеннинский полуостров и окунуться в местный колорит.

Последние комментарии



Все комментарии (5)
AlexNGerman
Заслуженный зритель
31 мая 2020 в 16:53:17
Какой ужас. В 50 выглядит на все 70 .
Ответить
Пожаловаться
|
SnooIn

Заслуженный зритель
01 июня 2020 в 08:33:48
Согласен, но я бы сказал все-таки на 60.
Ответить
Пожаловаться
Никита Мищенко
NikitaMischenko | Заслуженный зритель
31 мая 2020 в 17:52:11
Про Соррентино я могу сказать только две вещи:
 
Я обожаю его за то, что он снял "Молодого Папу".
 
Я ненавижу его за то, что он снял "Нового Папу".
Ответить
Пожаловаться
|
Все комментарии (5)

Оставьте Ваш комментарий:
Для того чтобы оставить комментарий или поставить оценку, Вы должны быть авторизованы на сайте.
Я молодец,
я нашел ошибку